politshturm (politshturm) wrote,
politshturm
politshturm

Categories:

К вопросу об агитации: часть II


В марте этого года я написал заметку "К вопросу об агитации", и один из первых комментаторов к ней справедливо заметил, что она наполнена критикой существующего положения вещей, но в ней нет намёка на то, что же нужно делать, чтобы переломить это самое положение. Попробуем же разобрать этот вопрос.

Для начала нужно понять, для чего вообще нам нужна агитация?

Надо сказать, что она, сама по себе, не может серьёзно повлиять на наступление революционной ситуации – она может повлиять только на людей, и на их видение текущего момента. Причём, довольно ограниченно – всё-таки, агитация это надстройка. Возможности нашей агитации весьма ограничены – т.к. основной источник информации в нашей стране – телевидение, полностью сосредоточенное в руках государства и олигархов. Плетью обуха не перебить, но почему-то многие наши товарищи постоянно пытаются проделать именно это, хотя смысла в этом нет: не нужно “перебивать” пропаганду, льющуюся с телеэкранов, за нас это сделает, собственно, базис – наше с вами бытие, катящееся в пропасть по наклонной (в последнее время всё быстрее). Как говорится, холодильник к телевизору не подключается, а когда первый начнёт пустеть – внимать второму перестанут (что, в общем-то, заметно уже сейчас).

Тем более что у нас есть и другие проблемы, главной из которых, пожалуй, является отсутствие организации. Нет, конечно, у нас есть множество партий и движений. Но посмотрим правде в глаза – работа в них, за небольшими исключениями, поставлена скверно. Активистов – мало, возможностей – тоже.  Зато, большинство наших "левых" движений и коммунистических партий выпускают свои газеты, вероятно, потому, что В.И.Ленин придавал огромное значение партийной печати, как средству агитации, серьёзно подходил к вопросу её организации. Действительно, с печатью в Советской России всё было весьма хорошо налажено, и качественно – и количественно.


Пример агитации старых большевиков


Например, с 10 по 28 июня 1918 года, в разгар Гражданской войны, только по Уральской области (Пермская, Вятская, Уфимская губернии и часть Оренбургской губ.) большевиками было распространено 28248 брошюр и 2688000 воззваний.  За 18 дней, несмотря на боевые действия. Вот это – действительно агитация, особенно для того времени (когда печатные издания были, практически, единственным источником информации). Чего же можно добиться в 2015 году, выпуская газету в 10-15 тысяч экземпляров на область?

Хотя, я слишком высоко взял, стандартный тираж оппозиционного издания в России – 999 экземпляров, ведь регистрация СМИ – долгое, тяжкое и, главное, дорогое дело. Само собой, можно было бы переходить на нелегал, и по старым рецептам, строить подпольные типографии, выпуская столько газет, на сколько хватит средств. Но, очевидно, что это тоже не выход – во-первых, это явные проблемы с органами внутренних дел (и для тех, кто печатает, и для тех, кто распространяет), во-вторых – финансовые средства всё равно не позволят достигнуть тиражей большевиков начала ХХ века. И, наконец – а нужно ли это вообще? Как я уже писал выше, основным источником информации в нашей стране является телевидение, а вовсе не газеты.

Живи Ленин в наше с вами время – стал бы он обращать такое уж пристальное внимание на организацию газет? Я лично уверен, что взор Ильича был бы устремлен совсем в другую сторону – в сторону Интернета. Ведь очевидно, что в наших условиях газеты не отвечают тем задачам, которые ставил перед партийной прессой Ленин – хотя бы из-за жёсткого количественного ограничения. В то же время, надо сказать, что локальное использование газет или листовок – вполне разумно (например, в небольших насёленных пунктах, или в районах городов). Если намечается какое-либо событие, акция, митинг и пр. – почему бы и не выпустить несколько тысяч листовок или газет, и не раскидать по почтовым ящикам – эффект будет уж точно лучше, чем от традиционных листиков формата А4 с приглашениями, наклеенных на столбы.

Итак, чем же может помочь агитация нашему коммунистическому движению? В своей статье «С чего начать», В.И. Ленин пишет: «Газета – это не только коллективный пропагандист и агитатор, но также и коллективный организатор». Вот организации нам действительно очень не хватает. А как мы помним, вокруг ленинской “Искры” в своё время сплотилось очень много деятельных активистов – и члены редакции, и те, кто работал непосредственно над выпуском и печатью газеты, и распространители, и рабочие корреспонденты. В наших с вами условиях, таким коллективным организатором может стать не газета, но сайт.

Как я писал в предыдущей статье, большая часть Интернет-агитации наших левых и коммунистических движений уходит не по адресу: её читают либо люди с уже сложившимися коммунистическими (социалистическими) взглядами, либо их противники из правого лагеря – националисты, либералы и т.п. И очень малая часть агитации попадает туда, куда она должна попадать – в обывателей, в аполитичных граждан. Причём, воспринимается она этими гражданами, частенько, “в штыки”. Интересно, что гораздо лучше агитация выходит у внепартийных информационных сетевых проектов (в число которых входит и “Политштурм”), которые достаточно успешно развиваются, и являются более читаемыми, чем ресурсы, закреплённые за каким либо движением или какой либо партией. Связано это с тем, что их читают, опять таки, представители множества партий и движений (не считая эти ресурсы “вражескими” или “конкурирующими” с “их” ресурсами), а так же с тем, что их чаще читают и аполитичные граждане – по той причине, что здесь нет даже скрытых призывов вступать в какое-либо определённое движение. Подобные сайты и являются, на мой взгляд, идеальным инструментом агитации в наших условиях.


Пример современной инфографики

Огромное значение имеет и наполнение таких сайтов. Яркая, красивая, понятная агитация, качественное оформление, грамотно написанные статьи, видеоролики – всё это должно присутствовать в полной мере. В этом есть и организационный плюс – ведь для создания по-настоящему качественного ресурса, нужно довольно большое количество людей, работающих в тесной связке друг с другом, так что, каждый подобный сайт – это потенциальная “Искра”, как «коллективный организатор».

Какой должна быть наша агитация по воздействию? На мой взгляд, она не должна быть исключительно революционной: ведь революционная ситуация и так наступит (спасибо Путину за это), и нет смысла тратить время и ресурсы на ускорение этого процесса. Во-первых – потому, что на агитацию, которая способна его ускорить, нам просто не хватит средств. Во-вторых – потому, что чем дольше революционная ситуация не наступит – тем выгоднее для нас, тем больше у нас времени на создание организации, способной взять на себя ответственность за будущее нашей страны. На что же у нас хватит средств? На то, чтобы стараться повлиять, по возможности, на как можно большее количество людей (в первую очередь – аполитичных), чтобы изменить мировоззрение, привлечь к социалистической идее. Не более. Просто чтобы, когда придёт время – эти люди, как минимум, были лояльны именно по отношению к нам. Значит, этим и следует заниматься, не забывая, конечно, о качестве и о массовости. Собственно, ту же цель должны преследовать и уличные акции, которые сейчас, в основном, носят ритуальный характер.

Теперь о текстовом наполнении. Оно должно быть не только грамотным, но и ярким, лаконичным, “прямого действия”. Тут опять можно вспомнить Ильича, и его статью «О характере наших газет». Ленин писал: «Побольше экономики. Но экономики не в смысле “общих” рассуждений, учёных обзоров, интеллигентских планов и т.п. дребедени, –  которая, к сожалению, слишком часто является именно дребеденью. Нет, экономика нужна нам в смысле собирания, тщательной проверки и изучения фактов действительного строительства новой жизни». Ленин писал это в 1918 году –  у нас, естественно, другие условия, другая ситуация, но вопрос экономики и для нас является крайне важным. Необходимо собирать, тщательно проверять и изучать факты действительного разрушения нашей жизни. Невыплаты зарплат на заводах, фабриках, массовые увольнения и отправление рабочих в неоплачиваемый отпуск. Коррупция, хищения, – описывать всё это, «в нескольких строках, “в телеграфном стиле”». В идеале – поменьше использовать так называемые “классовые словечки”, для аполитичных людей они, зачастую, выглядят старомодно, незнакомо, даже отталкивающе. Что еще можно почерпнуть у “классиков”? Откроем заметку В.В. Маяковского «Агитация и реклама».

Она писалась во времена НЭПа,  в ней Маяковский сожалеет о том, что мы «идеализировали методы агитации», но «забросили рекламу». «Реклама – промышленная, торговая агитация. Ни одно, даже самое верное дело не двигается без рекламы. Это оружие, поражающее конкуренцию». Несмотря на то, что Маяковский подразумевает именно торговую рекламу мирного времени (которая в тот момент больше походила на агитацию, что было неправильно), заметка актуальна и для нас. Очень часто можно заметить, как наши коммунисты и социалисты используют в агитационных целях довольно сомнительные и далёкие от современных реалий образы –  тот же «рабочий в кепке и с молотом». Не очень понятно, как на картинку с таким рабочим должен реагировать, например, представитель «офисного планктона» – но, как минимум, двигаться в сторону «класса для себя» он под влиянием такой агитации, уж точно не станет. Нам нужны новые образы, соответствующие нашему времени. Народ привык реагировать на рекламу – так почему бы не уподобить агитацию рекламе, не взять некоторые её приёмы на вооружение? Это было бы уместно, скажем, в агитроликах, которые должны быть похожими именно на современную рекламу, а не на чёрно-белые немые агитационные фильмы 20-х годов. Вспомним, к примеру, коллаборационистскую Вишистскую Францию, правительство которой пыталось разжечь в массах антианглийские настроения, используя устаревшие образы англо-французских войн – Жанны д’Арк и Наполеона – и потерпело фиаско.

Естественно, сайт – не единственная (хотя и самая полезная) возможность агитации в Интернете. Соцсети также могут быть полезными, если их правильно использовать. Сейчас в соцсетях (в основном, Вконтакте) огромное количество различных политических сообществ. В основном они либо безлюдны, либо обладают какой-то достаточно небольшой аудиторией, нацеленной на “сетевую борьбу”. Несмотря на кажущуюся простоту, скажем, собрать сколько-нибудь значимое количество людей на уличную акцию с помощью одних лишь соцсетей – практически невозможно. Хорошим примером являются акции антикоммунистов, направленные против референдума КПРФ по поводу возвращения памятника Ф.Э.Дзержинскому на Лубянскую площадь. Антикоммунистов в Вконтакте довольно много – их сообщества насчитывают десятки тысяч человек. В Интернете кампания против памятника проходила весьма активно: призывы “не допустить”, массовое раскидывание агиток, даже многотысячное голосование в сообществе «Центра Исследований Массового Электронного Сознания» (ЦИМЭС), по результатам которого 44% опрошенных были против памятника. Наконец, была создана петиция – которая собрала “целых” 15 тысяч подписей противников Железного Феликса.

Были проведены и уличные акции – одиночные пикеты отдельных фриков, и целые митинги, собиравшие по 10-20 человек (похоже, реальное количество московских антикоммунистов, готовых выйти на уличную акцию (легальную, да) за свои убеждения).

В результате, хотя референдум закончился ничем, к вящему удивлению антикоммунистов, КПРФ таки собрала 152 тысячи подписей за памятник – собрала на улицах, а не в Интернете. Мощная, серьёзная Интернет-кампания антикоммунистической “широкой правой” так в Интернете и осталась. Реальность же пошла своим чередом, и, несмотря на то, что референдум закончился ничем – этот пример очень показателен. У КПРФ, в данном случае, было какое-то количество более-менее организованных активистов и финансирование. И, несмотря на то, что в соцсетях (да и вообще в Интернете) агиткампания “за” памятник была достаточно слабой, задача была выполнена, а необходимое количество подписей – собрано. Организация и финансирование – вот что нужно для успеха в первую очередь. Агитация же и здесь – вторична. Конечно, это не говорит о том, что от агитации в соцсетях нужно отказываться полностью.

Странички в соцсетях могут (и должны) быть дополнением к агитации на сайтах, распространять ту же информацию – опять таки, в максимально простой и понятной форме, только более массово. Как я уже писал, стоит обратить внимание и на соцсеть “Одноклассники”, так как именно там обитает наибольшее количество абсолютно аполитичного народа. Постепенное пробуждение политической воли таких людей и есть главная цель нашей агитации.

Подведём итог. Основным полем для социалистической агитации сейчас является Интернет. Лучшим инструментом являются  качественные сайты, наполненные актуальной, современной пропагандой, с упором на разъяснение просчётов наших властей, и том, как эти просчёты влияют на экономику страны, на кошельки и холодильники людей. Нужны новые пути, новые образы – агитация должна быть нацелена в будущее, а не в прошлое. Сейчас очень многие коммунисты и социалисты напоминают реконструкторов большевиков начала ХХ века – а это означает, что в глазах аполитично-настроенной части народа (а это подавляющее большинство), мы намереваемся “разрушить путинскую стабильность”. Причем, в лучшем случае ради каких-то туманных успехов в будущем (ну а как еще обыватель должен понимать тексты про светлое будущее, обильно разбавленные «классовой» терминологией?), а в худшем – ради ужасной гражданской войны, террора, ГУЛАГа и т.п. (спасибо зомбоящику). Должно же быть совсем наоборот. В нас должны видеть людей, которые видят, что путинская “стабильность” – нежизнеспособная, обречённая фикция, что она разрушает сама себя.

В нас должны видеть людей, которые взамен этой фикции предлагают что-то абсолютно иное, рецепт спасения. Революционная ситуация подбирается к нам всё ближе, лишь изредка замедляя темпы, а агитация может дать нам так необходимую для успешного для нас развития этой ситуации вещь – лояльность (или даже симпатию) со стороны масс, а также новых молодых социалистов. Но нельзя забывать и об организации – так как основным фактором является всё-таки наличие хорошо организованной политической структуры, готовой возглавить массы. Такой структуры у нас пока нет, и именно на её создание необходимо бросить все наши силы в дальнейшем.

Если вы хотите уже сейчас вести пропаганду социализма, участвовать в информационной борьбе против антисоветчиков и способствовать появлению мощной соц.организации в дальнейшем - вливайтесь в ряды "Политштурма", становитесь авторами, дизайнерами, помогайте распространять материалы и привлекать новых людей. По всем вопросам обращаться к главному редактору▼  информресурса.
Tags: Политштурм, методы агитации, пропаганда
Subscribe

  • Сталин о причинах кризисов

    «На протяжении более чем сотни лет происходят периодические экономические кризисы, повторяясь через каждые 12–10–8 и меньше лет. За этот период…

  • Ленин — о важности единой теории

    "Мы знаем, что на нас посыплется за эти слова куча обвинений: закричат, что мы хотим превратить социалистическую партию в орден «правоверных»,…

  • Сталин о коммунизме

    "Если дать вкратце анатомию коммунистического общества, то это будет такое общество: а) где не будет частной собственности на орудия и средства…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments